Щетки стеклоочистителя (автомобильные дворники) на данный момент являются неотъемлемой частью современных автомобилей. На рынке представлен огромный выбор как по производителям щеток, так и по виду и типу их крепления. Однако такую картину можно наблюдать относительно недавно, еще лет 20 назад выбор был намного скромнее.
Итак, с чего же началась история щеток стеклоочистителя? Разумным ответом было бы сказать, что их история начинается с выпуска первого автомобиля, но это не так. Первые автомобили, выпущенные в конце XIX века, не имели не то, что ветрового, у них не было никаких стекол, поэтому и щетки им были совсем ни к чему.
Но вот уже через несколько лет прогресс дошел до выпуска автомобилей со стеклами, в том числе и ветровыми. А это, в свою очередь, привело к проблеме очистки этого самого ветрового стекла от грязи и воды, неизменно скапливающихся на нем во время движения.
Помогла выйти из этого затруднительного положения молодая девушка по имени Мэри Андерсон, имя которой напрямую связано с изобретением щеток стеклоочистителя. В 1903 году Мэри Андерсон ехала в трамвае из Алабамы в Нью-Йорк и заметила, что водителю трамвая приходится ехать с открытым ветровым стеклом из-за трудности поддержания его в чистоте, и весь снег и дождь попадает прямо в кабину и на самого водителя трамвая. Добрая Мэри Андерсон не могла забыть эту картину, и по возвращении в Алабаму она спроектировала первый в мире механизм стеклоочистителя.
Данный механизм состоял из резинового валика, вращающейся рукоятки и пружины, возвращающей щетку в исходное положение. При помощи специального рычага была возможность управлять устройством из салона автомобиля.
В 1903 году количество автомобилей было крайне мало, и разработка Мэри Андерсон вызвала массу протестов как среди производителей, так и автовладельцев. Критики смеялись и говорили, что щетки будут отвлекать внимание водителей. Однако все изменилось в 1908 году, когда Генри Форд выпустил свой знаменитый автомобиль. И уже к 1913 году большинство автомобилей комплектовалось данным механизмом очистки.
В последующие годы развитие стеклоочистителей было связано в основном с усовершенствованием привода, а сама конструкция щеток изменялась незначительно. Так в 1910 году был предложен вакуумный привод стеклоочистителей от впускного коллектора. Но этот вариант обладал одним серьезным недостатком. При увеличении оборота двигателя, то есть при разгоне, частота работы щеток резко падала. В разное время применялись гидравлические, вакуумные, пневматические приводы.
К 1940-м годам стекла автомобилей начали понемногу менять свою форму, становясь из плоских более изогнутыми. Это стало еще одной проблемой, так как прямые дворники не могли очистить изогнутую поверхность. Было принято решение, так как стекло изгибается не по всей длине, укоротить щетки и поместить их на прямые участки стекла. Это, конечно, решило проблему, но область очистки стекла резко уменьшилась, повысив неочищаемые поверхности и тем самым уменьшая обзорность.
И только к 50-м годам ХХ века щетки стеклоочистителя приобрели примерно похожую на современные модели форму. В это время был предложен механизм прижатия щеток к стеклу в виде “коромысел”, что обеспечивало довольно большую прижимную силу. Такой вид щеток называется каркасным и широко используется и в настоящее время, хотя и морально устарел.
Но прогресс не стоял на месте, дизайн автомобилей изменялся, кузов становился более обтекаемым и аэродинамичным, а вслед за всем автомобилем менялось и лобовое стекло. Форма его все больше и больше изгибалась, и каркасные щетки стеклоочистителя уже не могли справиться со своими функциями. Для плотного прилегания щетки к стеклу приходилось увеличивать число коромысел, тем самым увеличивая размер щетки, ее массу и уменьшая аэродинамичные свойства.
И вот свершилось чудо! В середине 70-х годов ХХ века в Италии были изобретены первые бескаркасные щетки стеклоочистителя! Они уже не имели массивных коромысел, а резиновая лента крепилась на элегантную упругую металлическую пластину, покрытую пластмассой.
Стоит сказать, что заводы-изготовители автомобилей относились к новой идее с большой осторожностью, и только к 90-м годам с конвейера начали сходить первые автомобили премиум класса укомплектованные бескаркасными щетками. И большую тягу к инновациям проявили европейские автопроизводители, японские и американские начали этот процесс значительно позже. И по сей день можно встретить автомобиль, выходящий с завода с каркасными дворниками, но это все больше бюджетные модели.
Бескаркасные щетки стеклоочистителя появились в 80-х годах прошлого века. Основной особенностью, как видно из названия, является отсутствие металлического каркаса. Взамен ему применяется упругая пластина, равномерно прижимающая дворник к стеклу. Сверху пластину защищает резиновый каркас, а с боков установлены специальные заглушки.
Щетки стеклоочистителя так же как моторное масло, фильтры и другие автозапчасти, являются расходным материалом, и не имеют определённого срока службы. Скорость износа дворников зависит не только от частоты использования, но и от качества самих щеток.